Кострюковы - новые находки в моей родословной

В ходе поисков по своей родословной нашлась новая ветка Кострюковых-Чемаленковых-Афанасьевых. С большой долей вероятности (говорю «с большой долей», потому что могут быть новые находки) можно сказать, что род Кострюковых начался в Малом Узене с трех братьев – Ивана, род. ок. 1814 г., Федора, род. ок. 1817 г. и Никиты, род. ок. 1824 г. Мой предок – Федор.

 

Откуда и когда появились в Малом Узене братья, пока сказать не могу – просто еще не знаю. Но могу объяснить, почему у этого рода три фамилии. Кострюковы были государственными крестьянами, т.е. крестьянами, не знавшими крепостного права. Фамилией они были наделены давно, еще до отмены крепостничества в России, что совсем необязательно для всех «свободных» крестьян – многие получали фамилию в конце 19 века. Выстраивать предположения, отчего произошла фамилия, мне не хочется. Можно заглянуть в интернет и найти там несколько вариантов. Есть много исследований на тему происхождения фамилий. Об этом подробно и увлекательно пишет историк Максим Оленев.

Для меня важно, что фамилия Кострюков в 1880-1890-х годах вдруг неожиданно сменилась на Чемалёнкова – именно в таком виде она появляется на страницах метрических книг (с некоторыми вариантами написания – Чумаленков, Чиманенков). И сменилась не за один раз, не за год. Моя прабабушка родилась в 1875 г. Кострюковой, жила как Чемаленкова (умерла Мясниковой – по фамилии мужа). Ее младшая сестра родилась в 1895 г. уже Чемалёнковой. Было ли какое-то распоряжение сверху, что надо навести порядок, утвердить те или иные фамилии – неизвестно. Еще никто из исследователей генеалогии не встречал таких документов. А делать выводы по метрическим книгам сложно – ситуации в разных церковных приходах неодинаковые.

Была такая практика – давать семье прозвища в виде фамилий. Именовались они «уличными». Делалось это, как мне кажется, с целью отличать одну семью из большого рода от другой. Однако у многих жителей Малого Узеня были «уличные» фамилии, но они не попадали в метрические книги. Хочу подчеркнуть: меня интересует не происхождение фамилии, не этимология, а причина ее смены. Правда, не все Кострюковы сменили свою фамилию.

Процесс формирования фамилий в России длился долго, до 1920-1930-х гг. В документах Малого Узеня в 1920-х годах к фамилии Чемалёнков добавляется «приставка» Афанасьев. Я понимаю, откуда взялась эта «приставка» - так звали родоначальника. Это даже не предположение, а констатация факта – отца трех братьев, с которых начался мой рассказ, звали Афанасий. Затем первая часть фамилии могла отпасть, в итоге появилась третья фамилия.

В настоящее время имеется знание о роде Кострюковых за 200 лет и насчитывает 10 поколений. Насколько мне известно, кое-кто из потомков Кострюковых-Чемаленковых живет в пос. Нива Питерского района. 

Write a comment

Comments: 7
  • #1

    Наталья (Wednesday, 25 June 2014 03:51)

    В дополнение могу сказать. У Неугасимовых была "уличная" фамилия "Корябкины", у Мясниковых - "Кожевниковы", у Дрыгиных - "Гуркины". Интересно, жили в наши времена в селе семьи с "уличными" фамилиями?

  • #2

    Наталья (Saturday, 06 June 2020 08:18)

    Добрый день ,мой прадед Мотцулев Федор Иванович(1887)уроженец с.Малый узень,в 1938 году он был репрессирован и расстрелян.У него была жена Пелагея Петровна,и дети:Вера,Александр,Валя,Мария,Нина,Таисия.Есть ли у вас сведения о нашей семье?

  • #3

    Наталья (Saturday, 06 June 2020 08:19)

    МОЙ АДРЕС sos.na@mail.ru

  • #4

    Оксана Бурцефф (Saturday, 30 January 2021 14:28)

    Добрый день! У моей мамы девичья фамилия Кострюкова. Хотелось бы узнать больше о своих предках.
    Мой адрес: burceffoksana@gmail.com

  • #5

    Владимир (Tuesday, 01 February 2022 22:45)

    Здравствуйте мой родственники из ваших мест говорили про крепость мама родилась в Александровом Гае ,Дедушка Харланов Павел Семёнович 1904гр.Бабушка (девичье) Муравлёва Анна Егоровна 1906гр. её отец Егор Коныч сдавал землю в аренду .год рождения не знаю Её родная сестра (бабушки) в замужестве Понамарёва Маня предположительно в 1930х уехали на Кубань от репрессий её дочь в замужестве Коссо Евгения с семьёй тоже уехали на Кубань может что то известно о Муравлёвых и Харлановых хоть что то мой email.

    vcshera@gmail.com

  • #6

    Ирина (Sunday, 06 March 2022 12:07)

    Мой дед и бабушка жили в Бальцере (ныне Красноармейск) - Чемоленков Федор Федорович 1906 гр и Чемоленкова Мария Николаевна (в девичестве Шилина). Также их дочь Клавдия Чемоленкова родилась в 1924 году в селении Петропавловка Алгайского района, а это совсем рядом с Малым Узенем !!! Сейчвс я случайно нашла в одноклассниках семью Чемоленковых! Они живут в Астрахани, но их отец из Малого Узеня. Значит мы родня! Как бы хотелось составить родословную насколько это возможно и узнать подробности. Может мое сообщение поможет вам, а вы мне? Была бы счастлива. Читала ваш сайт, потрясающе! Надеюсь на обратную связь. Спасибо. irina_osipova@rambler.ru

  • #7

    Светлана (Wednesday, 02 August 2023 03:04)

    В 1830 в Малый узень переселилось несколько семей из Тамбовской губернии. Если интересно могу список семей прислать